ИНСТИТУТ КУРАТОРОВ

   Блог предназначен для методической поддержки работы кураторов Энергетического института Томского политехнического университета

История воспитательной работы в нашем вузе началась в 1903 году, 
когда император Николай II утвердил инструкцию для кураторов 
Томского технологического института.
(информация взята с сайта Института кураторов Томского политехнического университета)
Сегодня организация воспитательной работы со студентами в вузе направлена на реализацию основного стратегического документа в ТПУ «Миссии Томского политехнического университета»
«…формирование гармонично развитой личности и подготовка специалиста, способного быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды…»


    Куратор – это, прежде всего, наставник, а в современном смысле – менеджер, т.е. тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.
  Направления, по которым работают кураторы, обширны. Это ознакомление с историей вуза и инженерного образования, валеология (культура сохранения физического и духовного здоровья), этика и психология межличностного, группового, коллективного межгруппового общения (экология души), отношение к окружающему миру (экологические аспекты воспитания) и др.
   Формы работы кураторов разнообразны: лекции, дискуссии, тренинги, проектная деятельность и т.д. То, ради чего мы работаем - это формирование у студентов позитивного жизненного опыта и потребности в развитии и изменениях к лучшему, а так же в саморефлексии для адекватной самооценки в различных ситуациях.
  В процессе общения куратора со студентами, через привитие им ценностей корпорати вной культуры вуза, воспитание патриотизма, гражданственности и действия по многим другим направлениям, должно происходить принятие студентами активной жизненной позиции, осознание себя субъектом, а не объектом в собственном жизненном пространстве.

История кураторской деятельности

   В Томском политехническом университете кураторство имеет более чем вековую историю: в 1903 году император Николай II утвердил инструкцию для кураторов Томского технологического института. С тех пор институт кураторства никогда не прекращал официально своей работы.
  Но в начале девяностых годов в этой сфере наметился спад, обусловленный объективными внешними причинами. Кураторство осуществлялось в большинстве случаев формально. Последствия этого времени сказываются до сих пор: были утрачены традиции и преемственность.
   С середины 90-х гг. в связи с осознанием важности воспитательной работы (под воспитательной работой понимается создание условий для всестороннего позитивного развития личности студента), кураторство в ТПУ начинает возрождаться по формуле «Куратор - друг и наставник, помощник в решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и администрацией вуза».
   Сегодня большое внимание в нашем университете уделяется организации и развитию института кураторов.
   Работа кураторов в условиях внедрения педагогики сотрудничества направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Задачи, которые стоят перед кураторами в университете: знакомство студентов с университетом и друг с другом; проведение психологических тренингов на сплочение, выявление групп риска; помощь в правильном распределении своего времени; групповые посещения музеев, театров, экскурсии по городу; помощь в развитии спортивных либо творческих способностей студентов посредством информирования о материально-технической базе университета; контроль за посещаемостью, успеваемостью; при необходимости - работа с родителями; организация и проведение тематических часов куратора. Существенным дополнением к плану работы куратора, которое произошло в осеннем семестре 2012/2013 уч. года - академическое консультирование студентов первого курса, ставшее важным и необходимым звеном в процессе перехода на рейтинговую систему оценки знаний. Все это  для того, чтобы сократить процесс адаптации, смягчить и повысить степень стрессоустойчивости, сохранить контингент студентов. Результат деятельности куратора зависит, прежде всего, от личности куратора, насколько он неравнодушен к своим «подопечным», насколько ему удалось установить отношения с группой.
   Университет заинтересован в результативной работе кураторов академических групп, и поэтому сотрудники Центра социальной работы прилагают большие усилия для организации профессиональной поддержки кураторов. Два раза в год организуется и проводится  обучение кураторов (рабочий объем - 72 часа) с выдачей удостоверений государственного образца, постоянно обновляются методические материалы, привлекаются социальные партнеры для организации просветительской и профилактической работы. Ежегодно в апреле для всех кураторов проводится обучающий семинар по насущным проблемам в студенческой среде.
    В июне 2012 года проведено  обучение кураторов групп первого курса нового набора по программе обучения включающей  три модуля: модуль № 1 - «Академическое консультирование»; модуль № 2 - «Психологическая поддержка» и модуль № 3 - «Социокультурная  адаптация и профилактическая деятельность». По итогам успешного обучения слушатели получили сертификаты, дающие им право самостоятельно проводить занятия по адаптации, в том числе по тренинговым программам.
   В университете разработаны и утверждены все необходимые нормативные документы для работы института кураторов. Отлажена система подготовки и выпуска методического обеспечения работы куратора, куда входят: ежегодно обновляемые Журнал и Памятка куратора, методические пособия и разработки, набор анкет, позволяющих проследить развитие адаптационных процессов в группе. При отделе организации воспитательной работы ТПУ сформирована библиотека куратора. Необходимые информационные материалы размещены на сайте университета. В университетской газете «За кадры» с 2003 года введена рубрика «Страница куратора».
    Работа института куратора постоянно совершенствуется. Идет поиск новых форм. Например, в 2001 году с этой целью был создан Совет кураторов, объединяющий старших кураторов подразделений, ежегодно формируется и утверждается координационный план деятельности Совета. В течение одиннадцати лет проводится конкурс «Лучший куратор года».
    Ежегодно в конце учебного года проводится плановое анкетирование студентов на предмет качественного показателя кураторской деятельности. Социологический опрос проводится силами Совета старост  и Центра обеспечения качества образования ТПУ. Результаты опроса доводятся до кураторов и  руководителей подразделений.
                                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий